Споры о выгодности покупки нового или подержанного автомобиля шли всегда. В российских реалиях 2025 г. выбор новых моделей ограничен китайской продукцией, что заставляет часть покупателей искать другие варианты на вторичном рынке.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Китайские кроссоверы отличаются богатым уровнем оснащения уже в базовой комплектации. Для большинства моделей в стандартное оборудование входят цифровая комбинация приборов, штатный мультимедийный центр, камеры. При этом отделка салона, хотя и нарядная, зачастую не отличается высокой износостойкостью. Японские внедорожники с пробегом намного скромнее оснащены, хотя и имеют на борту все необходимое для путешествий.
Уровень комфорта определяет владелец, ориентируясь на собственные предпочтения. Понять удобство посадки за рулем, обзорность и прочие параметры можно только в ходе пробной поездки. С китайскими кроссоверами ситуация проще – достаточно посетить несколько дилерских центров и совершить тест-драйвы автомобилей. С японскими подержанными внедорожниками сложнее – придется искать машину понравившейся модели у знакомых, в салонах по продаже машин с пробегами или совершать покупку на свой страх и риск.
Качество
За последние годы китайский автопром повысил качество изготовления, при этом производители из других стран стали менее требовательными к контролю качества продукции. Достаточно посмотреть на нижнюю часть кузова китайского и японского автомобиля – разница будет очевидной. На японских моделях детали кузова соединены без зазоров, почти все стыки закрыты герметиком.
Китайцы относятся к вопросу стыков проще – зазоры являются нормой, а полосы герметика иногда нанесены мимо линии соединения. В результате в скрытые полости попадает вода и грязь, вызывая коррозию. Японские внедорожники также не безгрешны, почти на каждой модели есть свои проблемные места по кузову, владельцы вынуждены ремонтировать ржавые участки и регулярно промывать скрытые полости.
Качество металла у всех автомобилей примерно одинаковое, толщина и процент оцинкованных деталей зависит от модели и марки. На ряде китайских кроссоверов оцинковка деталей нижней части кузова не предусмотрена или имеется на локальных участках. При аккуратной эксплуатации слой грунта и краски защитит металл от коррозии. Но при малейших повреждениях на деталях появляется ржавчина — современным китайским кроссоверам еще не так много лет, чтобы ощутить проблемы со сквозной коррозией. Лакокрасочное покрытие на всех азиатских автомобилях достаточно тонкое и легко повреждается ветками и камнями. Ситуацию отчасти улучшает оклейка зон потенциального риска прозрачной пленкой – подобную доработку заказывают многие владельцы новых машин вне зависимости от марки.
Силовой агрегат
Основная масса китайских кроссоверов оснащена бензиновыми двигателями с турбиной, имеющими объем 1,5-1,6 л. На крупных моделях используются 2-литровые двигатели с наддувом, являющиеся вариациями на тему агрегата EA888 от концерна VAG. Отличительной особенностью китайской продукции является отсутствие дизелей, которые мало популярны даже на внутреннем рынке Китая. В целом китайские двигатели надежны, хотя есть случаи выхода из строя по причине заводского брака.
Бензиновые моторы не отличаются экономичностью, 2-литровые кроссоверы расходуют в городе 15-20 литров топлива, собратья с меньшим объемом – около 11-12 литров. С другой стороны, расход топлива всегда зависит от условий эксплуатации и темперамента водителя.
На японских внедорожниках чаще встречаются дизели с турбиной, хотя в производственной гамме есть и бензиновые модели. Покупка подержанного автомобиля всегда несет долю риска – неизвестны условия эксплуатации и обслуживания двигателя и машины в целом. Японские моторы экономичнее китайских собратьев, при регулярном и качественном обслуживании двигатели спокойно выдерживают по 300-400 тыс. км. Что касается возможности капитального ремонта, то современные ДВС имеют тонкостенные гильзы с ограниченными возможностями расточки. Замечание касается как китайских, так и японских двигателей. Крупные мастерские освоили технологию установки ремонтных гильз, поэтому восстановить можно практически любой мотор.
На китайских кроссоверах чаще всего встречаются роботизированные коробки с двумя сцеплениями, на машинах с 2-литровыми двигателями используются гидромеханические коробки. Механические трансмиссии являются уделом бюджетных моделей и используются только на базовых комплектациях. На японских внедорожниках встречаются механические или автоматические коробки передач, вариаторы устанавливаются редко. С точки зрения надежности все агрегаты примерно одинаковы — если не рассматривать вариаторы, не предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях. При ремонте на первое место выходит доступность и простота подбора запасных частей, с чем у китайской автомобильной промышленности дела обстоят не лучшим образом.
Запасные части
Проблемой всех китайских автомобилей является подбор запасных частей. Существующие каталоги содержат не всю информацию либо данные ошибочны. Второй проблемой является поставка запасных частей, ряд позиций по кузову и двигателю владельцы ожидают месяцами. Для новых кроссоверов на гарантии проблема с запасными частями менее острая – заказ и доставка осуществляется дилерами, хотя владельцам иногда приходится пользоваться подменными дилерскими машинами, ожидая привоза деталей.
С японскими автомобилями ситуация проще – четкие каталоги с возможностью поиска по VIN позволяют быстро найти нужную деталь. Помимо оригинальных комплектующих на рынке имеется масса предложений от альтернативных поставщиков. Развита сеть разборок – можно купить и установить агрегаты с пробегом. В случае поломки двигателя или коробки зачастую проще приобрести контрактный экземпляр, чем восстанавливать штатный агрегат. Похожая ситуация складывается и с кузовным железом – при повреждении всегда можно найти целую панель и часть от контрактного кузова.
Ликвидность на вторичном рынке
Китайские автомобили не всегда востребованы на вторичном рынке, хотя при разумной цене машина достаточно быстро найдет владельца. Многих покупателей отпугивают возможные проблемы с машиной, сложность поиска запасных частей и сервиса, который возьмется за обслуживание машины из Китая. С японскими внедорожниками ситуация немного иная – автомобили в хорошем или отличном состоянии быстро находят нового владельца, при условии, что продавец не поднимает планку цены до нереальных значений. Полноценные внедорожники часто покупают для последующего переоборудования в экспедиционный автомобиль, благо конструкция машин из Японии имеет большой запас прочности.
Заключение
Новые китайские кроссоверы и подержанные японские внедорожники являются достаточно разными по характеристикам и оснащению. Потенциальному покупателю нужно ориентироваться на бюджет и учитывать назначение автомобиля. Для поездок по городу и проселкам вполне подойдет любой китайский кроссовер, для эксплуатации по среднему и тяжелому бездорожью лучше приобрести прочный японский внедорожник.